9. Технология мероприятия

Мероприятие – это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников.

Мероприятие целесообразно проводить в тех случаях, когда:

— заранее известно, что в области этого содержания у воспитанников мало опыта и социальных знаний (экскурсия в музей хлеба)

— нужно создать особый психологический настрой, переживание высоких чувств, открыть неизвестные воспитанникам области творчества (литературно-музыкальный вечер)

— требуется пробудить интерес воспитанников к своей личности, к своему развитию («Час вопросов и ответов» с психотерапевтом, обсуждение фильма)

— организационная форма сложна для проведения, необходимо профессиональное управление большим количеством участников (праздник «Прощание с букварём»)

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия

1. Определение цели. Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономики, права. Самое главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была им понятна.

2. Построение содержания и выбор формы мероприятия. Каждое мероприятие связано с определённой областью культуры. Задача педагога состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, ориентирующее на основную цель мероприятия.

Содержание мероприятия ограничено связано с формой его реализации, педагогу следует определить: на сколько массовое оно будет, какая форма общения будет ведущей – монолог педагога или приглашенного гостя (лекция, устный журнал), диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов), дискуссия (литературный поединок).

3. Подготовка мероприятия. Требует организации нескольких моментов. Определение времени проведения: конкретной даты и часы. Определение места проведения мероприятия. Оформление мероприятия. Организация участников мероприятия: в подготовке мероприятия должен принимать участие не только педагог, но и воспитанники. Отдельным детям или микрогруппам даются поручения по оформлению, приглашению гостей. В более взрослом коллективе свою роль главного руководителя мероприятия кому-либо из членов актива.

4. Проведение мероприятия. Если алгоритм технологии мероприятия выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.

5. Анализ итогов мероприятия. Анализ проводится в ближайший день после мероприятия, пока у участников ещё свежие впечатления и сохранились «следы» общих переживаний. Следует задавать вопросы: что нового узнал, в чём изменил своё представление об этой проблеме; что привлекло тебя в подготовке к мероприятию; что, на твой взгляд, стоило сделать по другому и почему; твои предложения в план мероприятий на бедующее.

10. Технология проведения и организации классного часа

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Функции классного часа: просветительская (классный час расширяет круг знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебной программе), ориентирующая (формирование определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей, эта функция основная), направляющая (эта функция помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики), формирующая (формирование у школьников привычку обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, выработке умений вести групповой диалог, аргументировать своё мнение).

Технология организации

Виды классных часов:

1. Подготовка к классному часу от педагога требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта.

2. Характеризуется совместной деятельностью педагога и учащихся (ученики готовят фрагмент классного часа).

3. Предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся.

Алгоритм подготовки кл. руководителя к классному часу:

— определение темы классного часа, формулировка его цели, исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

Тщательный подбор материала с учётом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа;

— составление плана подготовки и проведения классного часа;

— подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, откровенного разговора;

— определение целесообразности участи в классном часе родителей учащихся, специалистов по обсуждаемой проблеме;

— определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа.

Структура классного часа: вступительная часть, основная и заключительная.

Назначение вступительной части – мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьёзное отношение к теме разговора. определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям (5-7 минут).

Назначение основной части определяется воспитательными задачами и функциями классного часа. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.

В заключительной части важно создать у всех учащихся чувство удовлетворения состоявшимся разговором, возбудить у детей желание внести изменение в своё поведение.

Логика составления плана классного часа: постановка вопроса – в первой части, его решение во второй, определение значимости решений в третей.

Формы проведения классного часа: Беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, устный журнал, социально-культурный проект и т.д.

Правила организации классного час:

1.Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.

2.Быть внимательным к выступлениям учащихся, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.

3.Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.

4.Тон учителя должен быть доброжелательным.

5.Предложить учащимся самим выбрать удобное место и приятного соседа.

6.Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.