9. Проведите сравнительный анализ гуманистического и экзистенциального подходов к пониманию проблемы человека в психологии.

 

Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии

Гуманист. пси

Экзистенциальная пси

Рассматриваемая единица

Каждый человек в его уникальности и неповторимости

Жизнь субъекта в его неразрывной связи с другими людьми и миром (бытие-в-мире)

Возможности человека

Оптимистичный прогноз, развитие потенциала, самореализация

Человеческие ограничения и трагическая сторона человеческого существования

Развитие человека

Наличие неких изначально данных человеку потенций, возможностей, «задатков» развития, которые человек вправе как актуализировать, так и проходить мимо них. Удовлетворение метапотребностей, изначально существующих у человека ведет к самоактуализации и «пиковым переживаниям», неудовлетворение – к метапатологии

Необходимость для каждого человека совершать в своей жизни ответственные выборы. Жизнь, существование – и есть череда этих свободно-ответственных выборов. Сущность же напрямую зависит от тех шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков. «Неправильные» для того или иного человека выборы приводят к патологии, «правильные» – к обретению смысла существования, внутренней и внешней гармонии.

Взаимоотношения человека с обществом

Внешние социальные явления больше препятствуют, чем способствуют самоактуализации

Условием самоактуализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности.

Понимание природы и сути добра и зла

Природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности

Зло вообще нельзя объяснить, если считать, что в природе человека заложено только добро. Человек не расположен априори ни к добру, ни к злу. Он выбирает или то, или другое, а тем самым творит и то, и другое.

Психотерапия

Отношение клиент-терапевт вносит целебный эффект в человеческую жизнь (принятие его терапевтом)

Целебным эффектом обладает понимание своей жизненной ситуации, построение отношения к своему будущему, способность принимать решения и нести за них ответственность, которые при помощи терапевта взращивает в себе пациент. Сам по себе контакт с терапевтом необходимое, но недостаточное условие

 

I. Общие представления о личности в ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ психологии.

1. Основа – экзистенциальная философия (Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр).

осознание уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Отвергали 2-факторную теорию развития, считали, что каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Свобода и ответственность – и дар, и ноша, которые даны человеку. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие а поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.

единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. =феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. Экзистенциалисты в этом тезисе основываются на феноменологию (Гуссерль «Назад, к самим вещам», беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт, то есть обращение к первичному опыту)

2. Экзистенциальная психология: феноменологический анализ – анализ явлений, факторов чел жизни (переживания, чувства, эмоции чел-ка, как он переживает свое бытие). Единственная реальность, поддающаяся анализу – актуальное чел-ое существование. Проблемы: жизнь/смерть, свобода выбора, смысл существования, любви/одиночества. Диалектика между существованием и сущностью. Человек должен проявлять личностную активность а сущность (активное субъектное достижение совершенства). Личность – это продукт последовательных, активных личностных выборов.

Основоположник — В.ФРАНКЛ (развивал экзистенциальный анализ его ученик Ленгле)

Основатель школы логотерапии, или экзистенциального анализа, или «Третьей Венской Школы», в противовес психоанализу и «индивидуальной психологии» А. Адлера («воле к удовольствию» Фрейда и «воле к власти» Адлера Франкл противопоставляет «волю к смыслу»)

Основные части учения: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни, учение о свободе воли

 

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни – врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Изобилие свободного времени а Экзистенциальный вакуум – особое состояние, порождаемое у человека отсутствием смысла а Логоневроз

Пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

творческая работа (то, что мы даем жизни) Ы ценности творчества

переживание ценностей (то, что мы берем от мира) Ы ценности переживания

позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить Ы ценности отношения

Смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть.

Смысл еще необходимо осуществить. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла – процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически.

Дихотомия «свобода-ответственность» является одной из ключевых для понимания идей В. Франкла. «Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время ответственным». В разных работах Франкл предлагает несколько разные формулировки понятия свободы, однако общий их смысл:

это свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе;

это свобода изменяться, свобода быть таким и не быть каким-либо иным.

человек наделен свободой принять на себя ответственность за тот выбор, который он осуществляет, за аутентичность его бытия, за нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Основной тезис учения о свободе воли: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Человек как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент.

Аспекты свободы:

негативный – «свобода от» – характеризует человека как относительно независимого от его естественной заданности, но проявление независимости возможно лишь в определенном диапазоне, который предоставляют человеку объективные условия его существования.

позитивный аспект – связан с ответственностью:

Понятие самотрансценденциичеловек направлен на что-то более широкое, чем он сам. Существовать – это значит постоянно выходить за пределы самого себя. Реализация жизненных ценностей или другой человек, к которому мы тянемся с любовью

Способы утверждения неповторимости и своеобразия собственной личности:

Активный – путь реализации созидательных целей

Пассивный – путь любви, путь быть любимым

Любовьвозможность сказать кому-то «ты» и «да». Это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, понять в нем не только его суть и конкретность, но и его целость и необходимость.

Логотерапияметод борьбы с логоневрозом. Основное средствовыработка у человека адекватного отношения к любой ситуации, вплоть до самой критической. Логотерапия отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Задачапомочь пациенту в поиске смысла своей жизни.

Психотерапевтический аспект логотерапии (сферы применения логотерапевтических методов):

специфическая сфераноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

неспецифическая сферапсихотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Техники:

Парадоксальная интенция – от пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

Дерефлексия пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым самой ситуации новый смысл

Механизм действия этих техник основывается на двух фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и к самотрансценденции.

Ролло Мэй

Слагаемые личности – свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и глубина религиозности (ведет к цельности). Эти четыре составляющие особенно важны для личности человека, как будет ясно из последующих рассуждений. Личность – это осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом.

Относительно духовной напряженности – четвертой составляющей личности – можно сделать следующий вывод для профессионального консультирования: задача консультанта – помочь клиенту освободиться от патологического чувства вины (осознание разницы между тем, какова вещь и какой она должна быть) и в то же время научить его достойно принять и сделать устойчивым то духовное напряжение, которое присуще природе человека.

 

Ирвин Ялом

Экзистенциальная терапия – это динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума.

Экзистенциальная терапия является формой динамической психотерапии. Динамическая модель психики является наиболее значительным вкладом Фрейда в представление о человеке – модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение – как адаптивные, так и психопатологические – представляют собой результат их взаимодействия. Также важно, что эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из них совершенно неосознанны.

 

Экзистенциальная психодинамика. Конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования (ДС)— определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Как открывает человек для себя содержание этих данностей? Метод глубокая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями – такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.

Смерть. Все сущее стремится продолжать свое существование; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. В экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре.

Экзистенциальная изоляция. Каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

 

Экзистенциальная психодинамика: общие характеристики

Динамический экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру, но радикально изменяет содержание. Прежняя формула:

ВЛЕЧЕНИЕ → ТРЕВОГА → ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ

заменена следующей:

СОЗНАВАНИЕ КОНЕЧНОЙ ДАННОСТИ → ТРЕВОГА → ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ**

 

Экзистенциальная динамика не порождается развитием. С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. В экзистенциальной терапии главное время – «будущее-становящееся-настоящим».

 

Соотнесение экзист с другими теориями

1. Критика гуманистической психологии. Главное – это не самоактуализация, она является лишь следствием, побочным эффектом поиска смысла жизни. Ищите смысл, а самоактуализация приложится! Самоосуществление и самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция.

Франкл спорил с Маслоу в том, что считал, что даже если не удовлетворены нижележащие потребности, то все равно возможно осуществление высших. В концлагерях выживали только те, у кого был смысл выжить (вера в бога, научная деятельность, семья).

2. Параллели в развитии идей Франкла и ведущих советских психологов:

Франкл оказывается единомышленником Выготского. Оба буквально одними и теми же словами выдвигают лозунг построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной

в понимании места человека в мире Франкл идет теми же путями, что и С.Л. Рубинштейн (Франкл: «Не только мир существует в сознании… но и сознание существует в мире, «содержится» в нем, сознание «имеет место»)

в представлении о роли предметной деятельности в становлении личности Франкл протягивает руку А.Н. Леонтьеву: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю». Этот принцип деятельности сочетается в работах Франкла с принципом предметности (интенциональности у Франкла).

 

 

II. Общие представления о личности в ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ психологии.

Cама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов

Как активные творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

 

Теория самоактуализации А.Маслоу.

1. Основа — экзистенциальная философия.

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие а поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. а Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти.

Основные положения гуманистической психологии Маслоу

 

Индивид как единое целое. мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных – Маслоу очень активно спорил с бихевиористами.

Внутренняя природа человечества. природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. А разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования – тут он спорит с Фрейдом.

Творческий потенциал человека. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, от рождения. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания».

Акцент на психическом здоровье. Это не сравнение с пси больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии.опять спорит с Фрейдом.

Мотивация: иерархия потребностей

Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Исключения: творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы, люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них, некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности.

Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу: средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита, 50% — любовь и принадлежность, 40% — самоуважение и 10% — самоактуализация.

Сами потребности

1. Физиологические потребности

2. Потребности в безопасности и защите

3. Потребности принадлежности и любви.

4. Потребность самоуважения

5. Потребности самоактуализации

 

Самоактуализация желание человека стать тем, кем он может стать.

Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Почему нет? Не видят потенциала, сомневаются в себе, комплекс Ионы (страх успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию); социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения; сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек

 

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: Дефицитарная мотивация (удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. Д-мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Отсутствие их – болезнь, присутсвие – предотвращение) и мотивация роста (Б-мотивыметапотребности, бытийные. Имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Б-мотивы должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Маслоу указывал на ряд метапотребностей в описании мотивации самоактуализации людей. все метапотребности тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. (уникальность, доброта, красота, простота, богатство и тд). Метапотребности важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности.)

 

Метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Маслоу полагал, что люди в своем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание.

 

Вершинные переживания самоактуализирующиеся люди часто переживают моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза (док-во на звездных спортсменах)

Плато-переживания. В плато-переживаниях человеку открывается реальность Бытия и ценности Бытия, однако плато-переживания являются произвольными, более длительными и менее яркими состояниями, характеризующими скорее медитацию и просветление, чем экстатический инсайт.

 

Характеристики самоактуализирующихся людейБолее эффективное восприятие реальности, Приятие себя, других и природы, Непосредственность, простота и естественность, Центрированность на проблеме., Независимость: потребность в уединении и тд

 

Критика теории Маслоу:

1. Исследование самоактуализирующихся людей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научности.

2. Критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора исследования или, по меньшей мере, культуры, к которой он принадлежит.

3. Самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях.

4. Концепция Самоактуализации рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты взаимодействия людей.

5. Самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное.

6. Не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет.

7. Концепция Самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии.

8. Стремления и ценности, направляющие Самоактуализацию, имеют социокультурную природу и исторически меняющееся содержание.

9. Человеческая сущность в теориях Самоактуализации полностью сводится к биологической природе человека.

 

РОДЖЕРС (сильно сократила, тут в основном уже терапия)

Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченные возможности для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия:

1)   Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей.

2)   теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей.

3)   Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие осуществлению врожденных возможностей человека, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым.

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ РОДЖЕРСА

1. Модель «человеко-центрированного» психотерапии и консультирования по К. Роджерсу.

2. Принципы и методы гуманистической модели консультирования по К. Роджерсу.

1. Для очерчивания себя и самоопределения люди опираются исключительно на свой субъективный опыт восприятия реальности, свою «внутреннюю систему эталонов», сквозь призму которой реальность мира только и может предстать перед челове­ком в каждый данный момент его бытия. Этот опыт – ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ (индивидуальный внутренний мир личности, включающий ее сенсорный и чувствен­но-моторный опыт, мир образов и смыслов)

Понять, почему человек действует так, а не иначе, понять ка­ким образом человек воспринимает этот мир.

2. Убежденность в потенциальной способности чело­века принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего.

VS Фрейд: Роджерс считал, что не прошлый опыт определяет нынешнюю жизнь человека, а то, каким образом она представляется и пережи­вается им в настоящий момент;

Позитивный смысл свободы и ответственности человека, неважно с психиатрическим ди диагнозом или с пси проблемами а появление термина клиент вместо пациент (идея ува­жения в любом человеке человека, спасительность видения в дру­гом человеке зернышка добра и здоровых сил).

3. Человеку присуще от природы стремление к развитию и самоак­туализации, иными словами, телеологической целесообразности, со­гласно которой основной закон душевной жизни состоит в движе­нии, росте психологической дифференциации, автономии и зрело­сти.

Далее: человек, как связ­ный и структурно организованный гештальт, целостен в своих от­ношениях с миром; он воспринимает и переживает этот мир всем своим существом а понять человека мож­но только с холистических позиций, а не как механическую сумму составляющих его частей а оптимистическая оценка воз­можностей самоизменения человека на основе изменения любого аспек­та субъективного опыта (изменение части себя ведет к изменению себя в целом)

4. НО субъективный опыт (организменный) далеко не всегда поддается символизации и осознается в каждый данный момент, иногда значительная часть переживаемого остается на субсенсор­ном уровне (Роджерс о БСЗ) – этот опыт не становится частью самости или становится ей в искаженном виде

адве «части» феноменального поля Я (как я поняла символизируемый и несимволизируемый), как правило, оказыва­ются недостаточно интегрированы, «неконгруэнтны» друг другу, хотя человеку свойственно постоянно стремиться к их интеграции а этот диссонанс одновременно яв­ляется и стимулом саморазвития, движением ко все большей самоактуализации, достижению все большей полноты функционирова­ния личности, но и причиной пси проблема ИСТОЧНИК ПАТОЛОГИИ

5. Центральный конструкт – САМОСТЬ (Я-КОНЦЕПЦИЯ) — С организованный и связный гештальт, принципиально доступный осознанию, но не обязатель­но присутствующий в нем; постоянно находящийся в процессе фор­мирования и изменения по мере изменения опыта восприятия и внут­ренней системы эталонов, т. е. в определенном смысле «внутренне­го» угла зрения.