Тема: Класс Земноводные, или Амфибии.

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.

Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий.

Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры.

Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги.

Задание 1. Используя текст выше, заполни схему «Классификация земноводных»:

Класс Земноводные

 

 

Отряд __________ Отряд _______ Отряд Безногие

 

 

_______________ ___________ ___________

 

Задание 2. Пользуясь текстом учебника п.35. дополните предложения:

 

Покровы тела представляют собой __________, богатую___________, играющую роль в ________.

Звуковые волны в воздухе улавливает_____________.

 

Задание 3. Заполните таблицу «Особенности строения и значение скелета лягушки»:

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

1. Череп

 

 

2. Позвоночник

 

 

3. Плечевой пояс

 

 

4. Скелет передних конечностей

 

 

5. Пояс задних конечностей

 

 

6. Скелет задних конечностей

 

 

 

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. Чем дышат земноводные в воде и на суше?

2. От каких представителей произошли земноводные?

3. В какое состояние впадают лягушки с наступлением холодов?

4. Значение слезных желез.

Проблемные задачи:

1. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

3. Почему когда не было холодильников, хозяйки в сосуд с молоком бросали лягушку?

д/з. §35, конспект выучить, ответить на вопросы конспекта, решить задачи письменно.